Наша история

История Свердловского областного студенческого транспортного отряда «Экспресс» берет свое начало в июле 1968 года, когда студенты из педагогического, политехнического и железнодорожного институтов (в основном, девушки) отправились в рейс проводниками пассажирских вагонов. Прошедшие необходимую подготовку «новобранцы» были закреплены по несколько человек за поездными бригадами Свердловского резерва проводников. Эксперимент руководства Свердловской железной дороги и Свердловского областного комитета комсомола по привлечению студентов к работе на пассажирских поездах состоялся.

В  ноябре, на совещании в Управлении дороги этот опыт признали успешным. Было принято решение формировать студентами  целые бригады и укреплять их кадровыми проводниками и опытными механиками-бригадирами. Студенческим отрядам проводников был дан зеленый свет. Так появился «Экспресс». А ноябрь 1968 года считается днем рождения организации.

В 1969 году сформировался первый линейный студенческий отряд проводников «Экспресс», который возглавили студенты УПИ командир Евгений Лисицкий и комиссар Михаил Шегшов. В дальнейшем почти все сводные институтские отряды проводников стали называться «Экспресс». Сначала студенческие отряды проводников не желали признавать отрядами. Хотя, помимо обязанностей проводника, в рейсах ребята проводили концерты для пассажиров, вели радиопередачи, выпускали стенгазеты.

К лету 1971 года численность «Экспресса» выросла до 856 человек. Увеличение количества студентов требовало должного управления. И в 1972 году Свердловский областной студенческий отряд взял под контроль формирование и работу отрядов проводников. Координатором работы с отрядами стала студентка института народного хозяйства Галина Карелина. В 1973 году был образован специализированный зональный штаб студенческих отрядов проводников «Экспресс». Первым командиром «Экспресса» стал студент железнодорожного института Петр Горбунов, а комиссаром – Галина Карелина. С этого года все поездные бригады формируются по принципу «одна бригада – один отряд». Впервые проведена учеба комсоставов отрядов проводников.

1975 год. Проводники-студенты готовятся к работе с пассажирами задолго до летнего сезона. Они собирают «хозяйственные уголки», в которые входят предметы ежедневного спроса: иголки, нитки, булавки, соль, спички, медикаменты. В поезде бойцы читают лекции, проводят конкурсы и концерты для пассажиров, организуют трансляции детских радиопередач. Появляются отрядные редколлегии. Штаб «Экспресс» вводит соревнование среди студенческих отрядов проводников. Лучших бойцов и лучшие отряды  премируют, поощряют почетными грамотами, ценными подарками, турпутёвками за границу. Первым лучшим линейным отрядом проводников «Экспресса» становится отряд «Садко» уральского госуниверситета.

1976 год. В составе «Экспресса» 62 студенческих отряда общей численностью 1329 человек. В  этом году «Экспресс» впервые начинает формировать отряды из числа студентов нижнетагильских вузов и обслуживать поезда Нижнетагильского резерва проводников. Проводятся тематические рейсы.

1977 год. Зарождается традиция «целинных» лагерей. Теперь ребята не уезжают после рейсов домой, а живут вместе, оформляют свои лагеря, организуют вечера отдыха и выездные агитки. Начинается дружба с Пермским зональным студенческим отрядом проводников «Урал-Сервис».Появляются кукольные спектакли для детей.

1978 год. Выходят методические рекомендации по организации комиссарской работы. «Экспресс» награжден переходящим Вымпелом ЦК ВЛКСМ и МПС СССР за второе место в социалистическом соревновании среди зональных студенческих отрядов проводников. А в соревновании среди нестроительных зональных отрядов области «Экспресс» занимает первое место и награждается переходящим Красным знаменем Свердловского обкома комсомола. Это знамя  отряд удерживает еще два года подряд.

1980 год. Впервые на зональном уровне проводится конкурс профессионального мастерства студенческих отрядов проводников – прообраз конкурса «Экспресс-профи».

1981 год. Студенческие отряды проводников начинают шефство над школами, детскими домами и больницами. Впервые проходит рейс дружбы с «Урал-Сервисом» по маршрутам Свердловск – Ленинград и Пермь – Симферополь.

1982 год. Проходит рейс дружбы отряда «Ритм» из института народного хозяйства со Свердловской детской железной дорогой. Юные проводники становятся дублёрами старших товарищей, наблюдают за их действиями, оказывают посильную помощь. Отряды «Экспресса» впервые принимают участие в фестивале песни «Знаменка». СОП «Рябинушка» с песней Ольги Зыгмонт становится дипломантом фестиваля.

1983 год. Открываются парикмахерские на колесах. СОП «Эллада» из института народного хозяйства становиться первым отрядом безвозмездного труда среди отрядов проводников области.

«Экспресс» признан победителем соревнования среди нестроительных зональных студенческих отрядов Свердловской области, ему вручено переходящее Красное знамя обкома комсомола. «Экспресс» второй год подряд награжден переходящим Вымпелом ЦК ВЛКСМ и МПС СССР за второе место в социалистическом соревновании среди зональных студенческих отрядов проводников.

1984 год. Отряды начинают обслуживать поезда Серовского резерва проводников. На базе дворца культуры железнодорожников создан клуб «Экспресс». Он становится центром всех культурно-массовых мероприятий отрядов проводников. Студенты организуют концерты на перронах вокзалов и в залах ожидания. «Экспресс» награжден переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ и МПС СССР за победу в социалистическом соревновании среди зональных студенческих отрядов проводников.

1 марта 1984 года по инициативе командира «Экспресса» Татьяны Кашиной на поезде Свердловск – Нижняя Тура запускается первый в СССР круглогодичный студенческий отряд проводников «Уралочка». 27 июля 1985 года поезд Свердловск – Нижняя Тура переводится в разряд фирменных и ему присваивается имя «Уралочка».

1985 год. «Экспресс» занимает первое место в областном соревновании среди зональных отрядов нестроительного направления, а также награждается Почетной грамотой за активную работу по подготовке и проведению XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

1986 год. Лучшие агитколлективы отрядов проводников  «Эллада»,  «Рябинушка» и «Россияна» принимают активное участие в работе агитпоезда «Свердловский комсомолец».

1987 год. «Экспресс» награждается переходящим Вымпелом МПС CCCР за победу в социалистическом соревновании среди зональных студенческих отрядов проводников.

В 1987-88 гг. по два отряда железнодорожного института направляются в московский резерв проводников, где обслуживают летние поезда Москва – Владивосток и Москва – Хабаровск.

1988 год. Численность «Экспресса» составляет 1627 студентов. В его составе впервые работают отряды из Ижевска, Тулы и Новомосковска. Три сборные бригады обслуживают международные рейсы из Москвы в Берлин, Прагу, Свидницу, Вюнсдорф, Шверин, Варшаву и другие города Европы. В социалистическом соревновании зональных студенческих отрядов проводников Свердловской железной дороги «Экспрессу» присуждено первое место с вручением Переходящего Красного знамени Дороги.

1989 год. На базе «Экспресса» проходит Всесоюзное совещание руководителей студенческих отрядов проводников. «Экспресс» вновь награждается переходящим Вымпелом МПС СССР за победу в социалистическом соревновании среди зональных студенческих отрядов проводников, который удерживает на протяжении двух лет.

1990 год. Зарождается конкурс «Мисс Целина». Конкурс профмастерства получает название «Мисс Экспресс». Сборный отряд «Уралочка-ИНТЕР», состоящий из бойцов круглогодичного отряда «Уралочка», второй год обслуживает поезда международных направлений из Москвы.

1991 год. «Экспресс» награждается дипломом МПС СССР за высокий уровень культуры обслуживания пассажиров.

1995 год. Выходит в свет первая «не настенная» газета «Уралочка».

1996 год. Впервые в истории «Экспресса» его командиру – Ольге Колотовкиной – присваивается звание «Почетный железнодорожник». Конкурс профессионального мастерства получает название «Экспресс-профи». «Экспресс» приобретает юридический статус – общественная организация «Свердловский областной студенческий транспортный отряд «Экспресс».

1997 год. Численность «Экспресса» на первое июня составляет 624 человека. В этот момент руководство МПС решает, что обойдется без студентов, и студенческие отряды проводников не трудоустраивают. В июле работают только 47 человек из КСОП «Уралочка». В конце июля  запрет на работу студентов снимается, и в Свердловский резерв проводников принимают еще 100 человек из 28 отрядов.

1998 год. Выходит Указание МПС, один из пунктов которого предписывает железным дорогам формировать студенческие бригады проводников для работы в летний период только из числа студентов железнодорожных вузов. 30-летняя история движения студенческих отрядов проводников Свердловской области под угрозой. Всеми правдами и неправдами штабу удается устроить на железную дорогу 430 бойцов студенческих отрядов проводников из всех вузов Свердловской области.

1999 год. Руководство Свердловского резерва проводников принимает решение больше не работать с «Экспрессом». Останавливается профессиональное обучение, отменяется медкомиссия. В феврале «Экспресс» создает собственный Учебно-методический центр. В апреле конфликт углубляется. Срывается конкурс «Экспресс-профи». На работу летом теперь приглашают только студентов железнодорожного вуза, а опытных бойцов из «не железнодорожных» отрядов, если и берут на работу, то проводят по спискам как студентов железнодорожного. В мае помещение штаба ОСТО «Экспресс» опечатывают и меняют замки. Большинство архивов отрядов проводников уничтожается.

«Экспресс» оказывается на улице. И выживает только благодаря сплоченности бойцов, стариков и ветеранов отрядов проводников. На три года домом «Экспресса» становится кабинет Татьяны Германовны Кашиной. Благодаря ее поддержке, два отряда трудоустраиваются в Нижнетагильский резерв проводников, три – в Тюменский, пять студентов работают от Челябинского резерва. Бойцы заново учатся работать на выезде и жить целинными лагерями. Создается система выездных зональных студенческих отрядов проводников. Осенью в «Экспрессе» остается всего 12 действующих отрядов общей численностью двести человек.

2000 год. «Экспресс» работает в основном «на выезде»: в Нижнетагильской, Тюменской и Серовской дирекциях по обслуживанию пассажиров. Появляется эмблема ОСТО «Экспресс» и утверждается шрифт написания названия «Экспресс».

2001 год. Свердловский резерв проводников вновь начинает работать с отрядами ОСТО «Экспресс». В здании резерва у «Экспресса» опять появляется свой кабинет. После многолетнего перерыва в рядах «Экспресса» начинают работать студенты из Ижевска. Силами отрядов второй раз проводится дорожный конкурс профмастерства среди кадровых начальников поездов и проводников, а также трехмесячная акция «Перронный контроль».

2002 год. В июле выходит первый номер ежемесячной газеты отрядов проводников «EXпресса». Отпечатан первый настенный календарь «Экспресса» на 2003 год. Вводится конкурс программ работы с пассажирами. Начинается собственная образовательная деятельность: «Экспресс» получает лицензию на подготовку проводников пассажирских вагонов. Силами отрядов проводится дорожный конкурс контролеров-ревизоров.

2003 год. «Экспресс» впервые становится официальным работодателем студенческих отрядов проводников. Для этого на базе организации создается Пассажирский отдел. Впервые в рамках празднования 35-летия «Экспресса» в фирменном поезде «Урал» проходит «Ветеранский рейс». Выходит первый аудио диск «Экспресса» «По расписанию души».

2004 год. После трехлетнего перерыва возрождается круглогодичный отряд «Уралочка», на его обслуживании поезд Свердловск – Красноуфимск. На вокзале станции Свердловск-Пассажирский 20 студентов из разных отрядов впервые работают дежурными по выдаче справок. Появляется единая летняя форма.

2005 год. У «Экспресса» появляется собственное знамя. Газета «ЕХпресса» официально зарегистрирована в качестве печатного издания. Впервые проводится торжественный Старт Целины студенческих отрядов проводников. Начал работу сайт «Экспресса». Для командиров и комиссаров отрядов проводников восстановлена учеба на выезде. В декабре обретает жизнь проект «Зимние рейсы».

2006 год. Создается Центр обслуживания пассажиров. Появляется проект «Последний рейс». В качестве товарных знаков зарегистрированы эмблема «Экспресса», «паровозик» и аббревиатуры «СОП», «КСОП УРАЛОЧКА», «ОСТО ЭКСПРЕСС». Круглогодичный отряд начинает обслуживать поезд Свердловск – Ижевск, в его составе появляются студенты из Ижевска. У бойцов «Уралочки» появляются фирменные джемперы. Впервые проведены конкурсы на лучшего и на самого лучшего бойца СОП по итогам лета.

2007 год. КСОП «Уралочка» обслуживает фирменный поезд «Урал». Создается отряд «Ромашка» для тех, кому не исполнилось 18 лет. ОАО «РЖД» определяет новые правила распределения объемов работ и «Экспрессу» становится практически невозможно заключать прямые договора на обслуживание пассажирских поездов. Начинаются поиски оптимального взаимодействия между ОСТО «Экспресс» и руководством Российских железных дорог.

2008 год. Год сорокалетия студенческих отрядов проводников Свердловской области. В январе бойцы «Экспресса» обслуживают поезд Свердловск – Великий Устюг. В ноябре на фирменном поезде «Урал» проходит второй Ветеранский рейс.

В резиденции губернатора Свердловской области проходит торжественный прием ветеранов «Экспресса», на котором лучшим из лучших впервые вручается высшая награда организации – Почетный знак «За заслуги перед ОСТО «Экспресс».

В ноябре в ККТ «Космос» проходит юбилейный слет. Выходит второй музыкальный альбом «Наша юность прошита стежками дорог», видео-сборник «Мир Экспресса» и первая в мире книга, посвященная студенческим отрядам проводников «Экспресс – движение без остановки».

2009 год. Проходит юбилейный вечер, посвященный 25-летию КСОП «Уралочка», на котором объявляется о решении присвоить поезду Свердловск – Ижевск имя «Уралочка».

ОСТО «Экспресс» признан лучшим региональным отрядом проводников России и награжден знаменем Российских студенческих отрядов.

2010 год. В мае студенты обращаются к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой разграничить интересы общественной студенческой организации и коммерческих структур. Ответ получают действием: сорван старт целины, первая сводная бригада не выпущена в рейс, «Экспрессу» отказано в обслуживании поезда Свердловск – Ижевск.

Договор с ОСТО «Экспресс» все-таки подписывают, но только до 30 сентября. На целину выезжают 28 отрядов – из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ижевска, Коврова, Иваново и Владимира общей численностью 532 человека. 1 октября, с окончанием действия договора, КСОП «Уралочка» остается без работы. В ноябре «Экспресс» вновь выгоняют из кабинета, который студенческие отряды занимали с 2001 года. Уникальная экспозиция музея СОП демонтирована.

В декабре руководство Уральского филиала «Федеральной пассажирской компании» заявляет о решении напрямую формировать студенческие отряды,  ОСТО «Экспресс» объявлен ненужной прослойкой.

2011 год. Письменные баталии продолжаются. Категорический отказ ОСТО «Экспресс» работать с ФПК через посредников ставит под угрозу целину.

В мае ситуация меняется. Генеральный директор «Федеральной пассажирской компании» Михаил Павлович Акулов решил поддержать студенческие отряды проводников ОСТО «Экспресс», предложив работу в штате «ФПК» в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Тамбове. Решение о выездной целине приняли очень быстро.

Эту целину можно назвать переломной. Прошла она, вопреки всем трудностям, успешно, потому что в новые города ОСТО «Экспресс» отправился, опираясь на старые традиции и отрядный подход к работе.

2012 год. Возобновил работу обновленный сайт ОСТО «Экспресс». Весь год ОСТО «Экспресс» тесно взаимодействовал с Удмуртским и Кировским региональными отделениями Российских студенческих отрядов. Результатом стало стратегически важное решение – объединить отряды проводников трех регионов (с едиными требованиями, формой, атрибутикой) под бренд ОСТО «Экспресс». На целину большая «семья» отрядов «Экспресса» – около 1000 человек из 38 отрядов – выехала в семь городов: Мурманск, Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Киров, Ижевск, Тамбов.

С ноября 2012 года обновленный «Экспресс» превращается в межрегиональную организацию, появляются Кировский, Свердловский и Удмуртский филиалы ОСТО «Экспресс». С февраля 2013 года к ним добавляется Нижегородский.

2013 год. В юбилейную 45-ю целину численность ОСТО «Экспресс» приблизилась к 1300. Бойцы четырех регионов, 52 линейных отрядов работали уже в 10 городах: Вологде, Иваново, Ижевске, Кирове, Костроме, Котласе, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

29 ноября в доме Севастьянова – резиденции Президента России – проходит торжественный прием бойцов и ветеранов студенческих отрядов проводников. А 30 ноября ККТ «Космос» собирает бойцов, ветеранов и друзей «Экспресса» из разных регионов на юбилейный 45-й Слет. Выходит в свет новая книга «Экспресс вне времени и пространства», третий музыкальный диск «Салют, Экспресс!» и второй видео диск «Экспресс в пути…».

В 2013 году «Экспресс» становится одной из опорных площадок Всероссийского студенческого отряда проводников МООО «РСО».

2014 год. ОСТО «Экспресс» по-прежнему тесно сотрудничает с «Федеральной пассажирской компанией». Под брендом ОСТО «Экспресс» начали работать новые регионы, такие как Белгород, Воронеж, Тверь, Курск и др. Таким образом, летняя численность сводного ОСТО «Экспресс» подошла к 2000 человек. Отряды работали в 7 городах: Ижевск, Киров, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Мурманск и Кострома.

В ноябре, в рамках юбилейного Всероссийского слета, посвященного 55-летию движения Российских студенческих отрядов, в Москве проходит I Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди СОП, организатором которого выступают АО «ФПК» и ВСОП МООО «РСО» (в лице ОСТО «Экспресс»). Пара из Сведловской области занимает 4-е место и получает номинацию "Профессионализм".Победу одержала пара из Нижнего Новгорода.

На зимних рейсах "Экпресс" впертые сотрудничает с Московским филиалом АО «ФПК».

2015 год. Целина для студенческиз отрядов проводников проходит в четырех филиалах АО "ФПК". Северо-Западном, Горьковском, Юго-Восточном и Северном. Зональные отряды формируются в Архангельске, Воронеже, Иваново, Ижевске, Казани, Калининграде, Кирове, Костроме, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Тамбове, Череповце и Ярославле.

Численность этой целины достигает 2800 человек.

Впервые Северо-Западный филиал доверяет студентам обслуживание фирменных поездов до Москвы, Адлера и Мурманска. На 47-м слёте ОСТО "Экспресс" начальник Северо-Западного филиала Зотин С.В. награждает лучших бойцов целины 2015.

В декабре в Москве проходит II Всероссийский конкурс профмастерства среди СОП, где победу одерживает пара Приморского края. Пара Свердловской области занимает 3-е место и получает номинацию ""Клиентоориентированность".

Проект "Зимние рейсы" проходит в трех городах: в Санкт-Петербурге, Ижевске и Казани. В проекте принимают участие более 300 человек.

Наверх                       Назад